Блог

Практика Чод в буддизме

Практика Чод в буддизме

Чод: значение названия и первоисточники

В тибетских текстах и комментариях на практику Чод термин чод имеет два значения: отсечение корня двойственного ума и поведение, или действо, объединяющее искусный метод и мудрость постижения пустоты. Говорится, что смысл Чод — это «отсечь власть эго».

Эти глубинные учения и их первоисточники обширны. Среди них выделяются:

  • учения Будды, изложенные в сутрах Праджняпарамиты;
  • учения пути Тайной Мантры;
  • наставления по Чод Ачарьи Арьядевы;
  • тайная практика Чод Наропы;
  • различные терма, приписываемые Падмасамбхаве и его ученикам;
  • учение Падампы Сангье «Умиротворение страданий», которое, как и учение Мачиг Лабдрон, сочетает в себе принципы сутр, тантр, Дзогчен и Махамудры;
  • чод из терма бонских традиций.

Способ практиковать Чод и само название этого учения берут начало от женщины-учителя Мачиг Лабдрон.

Учитель Мачиг Лабдрон

Влияние бон на практику Чод

В работах специалистов отмечается, что элементы ритуалов исконной тибетской религии бон, присутствующие в Чод, связаны с методами выполнения практики. Такое влияние обусловлено тибетским языком и культурой. Воспроизвести пение и игру на дамару другими средствами с сохранением особой мелодии, принципа и смысла слов крайне сложно.

 

При этом внешнее сходство многих аспектов практики Чод, бон и сибирского шаманизма не должно уводить от понимания различий в сущности этих путей — мирского и ведущего к полному освобождению.

Элементы раннего буддизма в практике Чод

Таких элементов несколько:

  • символическое принесение в жертву собственного тела с молитвой о том, чтобы это послужило тесной связи между выполняющим подношение и теми, кто его принимает;
  • практика странствия монахов по местам погребений и другим местам с сильной энергией с целью живого постижения природы человеческого тела и духа;
  • особая медитация «полное внимание, охватывающее всё тело», обладающее 32 аспектами. Монах должен повторять сотни и тысячи раз перечень этих аспектов — благодаря этому ум перестаёт блуждать.

Коренные тексты традиции Чод. Том I

Язык оригинала: Тибетский

Переводчик: Очиров Баир

Артикул: #BD-03-11

Цена:

750  В корзину Просмотр корзины

 

Чод и махаяна

Любой текст по медитации традиции Чод содержит в себе все элементы практики махаяны  от зарождения бодхичитты намерения и медитации на четыре безмерных до бодхичитты действия.

Практика Праджняпарамиты в традиции Чод включает особые наставления по поиску сущности ума и практике высшей пховы открытие врат неба. Практику Праджняпарамиты в Чод можно выполнять, применяя методы как постепенного пути махаяны, так и непостепенного, быстрого пути, основанного на наставлениях Арьядевы, Падампы Сангье и Мачиг Лабдрон.

Согласно традиции Чод, когда практик достигает прямого постижения природы ума, сущности практики Праджняпарамиты, то объединение пяти совершенств обретает для него глубокий смысл:

  • воображаемое даяние тела — совершенствование парамиты даяния;
  • отказ от причинения вреда другим, в том числе вредоносным духам, — совершенствование парамиты нравственности;
  • в трудностях практики странствий по местам силы заключено совершенствование парамиты терпения;
  • сами занятия практикой — совершенствование парамиты усердия;
  • целенаправленное сосредоточение — совершенствование парамиты медитации.

Мантра Праджняпарамита

Чод и ваджраяна

Практика Чод заключает в себе всю сущность пути высших тантр. Как правило, получив посвящения Ваджрайогини и Кродхикали, практикующие должны посвятить себя практике стадии зарождения этих божеств, начитывая их мантры много сотен тысяч раз. Затем они должны выполнять практики стадии завершения высших тантр.

Передача посвящений традиции «Сабдон Тугги Нинбо» включает в себя раскрытие десяти врат:

  1. Учения — это посвящение в традицию;
  2. Благословения — передача садхан традиции;
  3. Неба — ознакомление с природой ума согласно традиции Чод;
  4. Солнца и луны — передача практики сновидений;
  5. Пути к освобождению — передача пховы;
  6. Ясного света — передача учения о бардо;
  7. Взаимозависимого происхождения всех явлений — передача учения об очищении препятствий;
  8. Всех благих качеств — передача учения о развитии и углублении созерцания;
  9. Просветлённых действий — передача учения о принесении пользы другим существам;
  10. Понимания ценности Чод — передача учения об уникальности этой традиции.

Под следованием пути Чод Махамудры подразумевается:

  1. начало следованию пути с прямого ознакомления с природой ума. Получив посвящение «открытие врат неба», практикующий должен усердно заниматься «поиском сущности ума», чтобы обрести живой опыт состояния отсутствия собственной природы личности и явлений;
  2. выполнение практики пхова — это нужно, чтобы получить опыт разделения тела и ума, что помогает осуществить порождение точной основы для практики.

Чод и Дзогчен

Чтобы обрести основу для практики Чод, последователи Дзогчен выполняют рушены и семдзины, опираясь на прямое ознакомление с природой ума, полученное от Учителя. Многие традиции Чод напрямую связаны с учениями Дзогчен. Примером могут служить Чод традиций:

  • Тангтонга Гьялпо, содержащий наставления по Дзогчен Лонгде;
  • Джигме Лингпы «Смех Дакини», связанный с учениями Лонгчен Ньингтиг;
  • Дуджом Терсар.

Линия учений Мачиг Лабдрон

Однажды, когда великий мастер Сонам Лама переписывал стотысячную Праджняпарамиту, один из учеников пригласил его в местность Сумпа. По пути одна из его старых учениц попросила Сонама Ламу дать посвящение в Майяджала-тантру.

Когда он проводил церемонию посвящения, к нему пришла Мачиг Лабдрон с просьбой даровать это посвящение и наставления. Тогда он провёл церемонию «Раскрытие врат неба» из цикла «Чод друг цо друг». Мачиг Лабдрон достигла освобождения с помощью одного этого учения. Отсюда ведёт начало линия учений дакини Мачиг Лабдрон, которая получила широкое распространение.

Согласно труду о краткой истории открытия Мачиг Лабдрон раннего терма учения Чод, текст был спрятан ею самой в своем прошлом воплощении в виде индийского пандиты Монлам Друба.

Сама она говорила так: «У этого учения нет источника и истории линии передачи. Я владелица этого учения, я сокрыла этот текст, и я же веду по этому пути тайной мантры, [принадлежащему] к великой колеснице, проповеданной Победоносным царём Шакьев. Я также царица Ваджраварахи, порождающая четыре радости».

Тибетская йогиня

«Цигче Ченмо»: индийский первоисточник практики Чод

Согласно Чойки Сенге, существует две линии передачи метода Чод:

  1. отцовская линия, идущая от Будды Шакьямуни к Манджушри и Ачарье Арьядеве;
  2. материнская линия мудрости Чод, идущая от Праджняпарамиты к богине Таре, а затем к дакини Сукхасиддхи и брахману Арьядеве (Старшему).

Самым древним из сохранившихся до наших дней текстов и подлинным индийским первоисточником практики Чод является «Цигче Ченмо». Его путь таков:

  • в результате слияния в единый поток знания передачи от пандита Монлама Друба (прошлое воплощение Мачиг Лабдрон) и передачи сокрытого текста учения Чод Махамудры от Мачиг Лабдрон брахман Арьядева младший (Падампа Сангье) устно перевёл эти наставления к практике Праджняпарамиты на тибетский язык;
  • Шама Лоцава записал, отредактировал и издал их;
  • Ненчунг Лоцава передал копию сокрытого текста брахману Арьядеве Старшему.

«Цигче Ченмо»: проблема авторства

В «Цигче Ченмо» встречаются все ключевые принципы и термины, ставшие характерной особенностью наставлений Чод о нерождённом состоянии созерцания, которое способно рассечь все оковы эго.

Этот текст был включен в качестве приложения в собрание Тенгьюра, автором текста там назван Ачарья Арьядева. В «Дамнгаг дзод» Джамгона Конгтрула автором «Цигче Ченмо» назван брахман Арьядева (дядя по материнской линии Падампы Сангье), а не Ачарья Арьядева.

Согласно современным исследованиям, Ачарья был буддийским монахом, учеником Нагарджуны и одним из основоположников философии мадхьямака-прасангика. Он считался превосходным мастером логики и дебатов и входит в число 84 буддийских махасиддхов. Арьядева погиб от рук убийцы — последователя одного из небуддийских учителей, которого победил в диспуте ученик Нагарджуны. Злодей подстерёг его и вонзил в него меч, когда тот предавался медитации в лесу. Перед тем, как испустить дух, Арьядева просветил убийцу. Согласно другой версии, Ачарью убил один из его учеников, несмотря на то, что философ до последнего пытался спасти его, объясняя ему сущность буддийского учения.

Жизнь брахмана Арьядевы датируется гораздо более поздним периодом (VIII-IX вв.), чем Ачарьи. В конечном итоге вопрос об идентификации Ачарьи и брахмана Арьядевы и датировке их жизней сводится к воззрениям исследователя и его представлению о том, сколько могли жить реализованные — такие как Гуру Ринпоче и сам Арьядева.

Индийский учитель Падмасамбхава

«Цигче Ченмо»: основные наставления

В «Цигче Ченмо» объясняется смысл термина демон заслоняющий, который не даёт нам увидеть реальность такой, какая она есть. Это окружающий нас материальный мир, который полностью захватывает все наши чувства и истинную природу которого можно пережить, лишь научившись пребывать в состоянии дранме, вне образов и представлений, когда тело и ум разъединены. Постигнув такое состояние созерцания, практикующий зрит путь преодоления бесплотного демона одержимости собственным «я». В текстах Праджняпарамиты это особое состояние называется самадхи, подобное ваджре.

Согласно наставлениям из «Цигче Ченмо», следует отправиться в места, считающиеся священными или демоническими, и, пребывая там во тьме, в одиночестве, под воздействием мощной энергии этих мест пробудить все свои тайные надежды и страхи, скрывающиеся в глубоких слоях двойственного ума. Таким образом, загоняя себя в угол, практикующий пробуждает и обнажает свои скрытые слабости, распинает своё эго и отдаёт своё тело на съедение духам. Это позволяет ему отрешиться от своего ложного «я» и раскрыть всю хитрость и коварство бесплотного демона, т.е. собственного двойственного ума.

Плод этой практики — обретение всеведения и знаков победы над демонами и богами, когда практикующий больше не страшится демонов и не надеется на богов. Заключительная цель практики — переживание отсечения, отсутствие одержимости собственным эго, корнем всех демонов. Достигнув благодаря работе с умом такого опыта лучезарной мудрости, можно уподобиться Будде, который победил полчища Мары под Древом Бодхи в ночь майского полнолуния.

Рекомендуемые товары

Добавить комментарий