Мачиг Лабдрон и основы практики Чод

Истоки «Чод Махамудры» традиции Мачиг Лабдрон

Практика Чод родилась как сплав буддийских традиций Индии и Тибета, а также влияния бон, обусловленного культурной средой Тибета. Исследователи прослеживают прямые параллели Чод с шаманизмом Сибири и Центральной Азии. Говорится, что это несравненная практика, побеждающая все болезни и дарующая просветление в этой жизни.

Учения «Чод Махамудры» и «Большой цикл писаний Чод» изложены Мачиг Лабдрон, которая жила в XI — нач. XII века и чье рождение было предсказано Буддой Шакьямуни. В сутрах Праджняпарамиты Мачиг прочла, что все привязанности — это действия демонов, и это следует распознать. Так Мачиг Лабдрон постигла глубокий метод отсечения четырёх демонов. Учение родилось в уме Мачиг и было основано на её личном опыте, когда она достигла освобождения, опираясь на Слово Будды второго поворота колеса учения.

Ученики Лабдрон, основательницы Чод, жили повсюду в Тибете и принадлежали ко всем слоям общества. Это были монахи и миряне, богатые и бедные, крестьяне и сановники, мужчины и женщины, прокажённые и прочие неизлечимо больные люди, следовавшие практике Чод в надежде исцелиться. Свое особое учение «Чод Махамудры», традицию нищей йогини, она — тибетка — поднесла практикам Индии в качестве дара. И сейчас можно познакомиться с этим духовным сокровищем, прочитав книгу «Комментарии на практику Чод» в высокопрофессиональном переводе с авторитетным предисловием и наставлением буддийского мастера.

Предыдущие воплощения Мачиг Лабдрон

— Сын раджи

Дакини Изначальной Мудрости, Ваджраварахи, проявление Ума Матери Праджняпарамиты, воплотилась на благо всех живых существ как сын индийского раджи из Капилавасту. При рождении мальчику дали имя Шонну Монлам Дондуб. В самом юном возрасте он усваивал науки с необычайной быстротой. Все окружающие были поражены, и с тех пор его стали считать проявлением Пробуждённого. Когда ему исполнилось десять, он принял обеты монаха-послушника и получил монашеское имя Дондуб Сангпо.

— Успехи на пути

Дондуб выслушал множество учений сутр и тантр, прояснил все сомнения, обрёл особую учёность и сиддхи в практике стадий зарождения и завершения. Однажды он получил в созерцательном видении пророчество богини Тары о том, что ему следует идти в Тибет, где он принесёт необычайную пользу многим живым существам.

— Обретение нетленного тела и перенос сознания будущей Мачиг Лабдрон в Тибет

Затем была череда видений и передач от дакини, Будды Безграничной Жизни и Авалокитешвары. В итоге, когда Дондубу было 20 лет, ему явилась дакини Трома Нагмо в облике гигантской танцующей чёрно-синей женщины, из неё изливался радужный свет, очищающий сознание йогина.

Оно собралось в центре тела в виде капли света и энергии, воспарило ввысь, покинув бренную оболочку, и растворилось в центральном слоге Дакини Мудрости. Она наделила его тело благодатью, и оно стало нетленными мощами. Трома Нагмо тут же перенесла его сознание в южный Тибет, в небольшую долину Лабчи, и сознание йогина вошло в чрево матери, чтобы переродиться как Мачиг Лабдрон.

Рождение, юность и становление Мачиг Лабдрон

— Предзнаменования и признание

Родители Мачиг были люди знатного происхождения и жили в согласии с учением Будды. Накануне рождения Мачиг будущей матери приснился необычный сон, в котором чёрно-синяя грозная дакини направила нож прямо в грудь женщины со словами «Я вырву твоё сердце, пребывающее в неведении, и съем его». Сделав так, после она извлекла из особой белой раковины удивительный звук, а у отверстия раковины сиял радужным светом белый слог А. Он приблизился к телу и занял место съеденного сердца. Мать Мачиг наполнилась радужным светом и ощущением неизъяснимого блаженства и покоя.

Дочь родилась трёхглазой, а всё вокруг было наполнено ароматом курений, радужным светом и звуками музыки, падал дождь из цветов. Едва родившись, дитя воспарило в пространстве. Со временем стало очевидно, что дитя — необычное существо и истинная дакини мудрости, проявление Матери Праджняпарамиты. Ей и её семье даже поднёс дары царь.

— Первый опыт постижения

Первым Учителем Мачиг был Трапа Нгонше («ясновидящий монах»). Она исполняла в храме Учителя обязанности амчо, чтеца-декламатора сутр Праджняпарамиты.

Затем состоялись её знаменитая встреча с Падампой Сангье и озарение после посвящений, полученных у Сонам Ламы.

После благословения Падампы Сангье Мачиг Лабдрон вернулась к чтению сутры в храме и внезапно пережила состояние несравненной мудрости, не передаваемой словами и символами, само состояние Праджняпарамиты, или знания вне всех пределов. Её ум полностью рассёк путы двойственности, обретя прямое постижение — состояние отсечения, или самадхи, подобное ваджре. Не было нужды ничего создавать искусственно и измышлять — родился единый ум, свободный от всех привязанностей и цепляния за «я». Среди других выдающихся её наставников была Кьё (печальный) Сонам Драгпа.

— «Новая жизнь» Мачиг Лабдрон: отсечение привязанностей

После этого события поведение Мачиг Лабдрон в корне переменилось. Во-первых, в знак освобождения от ограничений в еде она стала принимать пищу с больными и прокажёнными и не отказывалась от мяса и спиртного, тогда как прежде питалась лишь сладкой и вегетарианской пищей.

Во-вторых, в знак освобождения от ограничений в одежде она стала одеваться в отрепья, тогда как раньше всегда носила одежды Дхармы.

В-третьих, в знак освобождения от ограничений места она стала посещать нен-са, пугающие места с сильной энергией, а также места обитания прокажённых, кладбища и т.п. При этом ранее она жила исключительно в местах, считавшихся священными. Теперь же не осталось никакого страха.

В-четвёртых, в знак освобождения от ограничений друзьями, родственниками и окружением она стала общаться с изгоями, нищими, прокажёнными и т.п. При этом прежде она предпочитала общаться с духовными людьми, ламами и йогами.

В-пятых, в знак освобождения от ограничений родными местами она стала странствовать всюду без цели, нигде не задерживаясь надолго.

Она отправилась в странствие по священным и пугающим местам Тибета, обладающим сильной энергией. Завершив странствия, она обошла многих Учителей своего времени.

Великое намерение и великая реализация Мачиг Лабдрон

— Пожелание будд

Однажды Мачиг явилась Великая Матерь Праджняпарамита, окружённая буддами десяти сторон света. Они единогласно приветствовали её и даровали своё благословение. «Йогини, практикуй, странствуя по местам силы, и породи великое намерение помогать всем живущим», — молвили они. Впоследствии она посетила многих известных учителей Тибета своего времени.

— Союз с йогином и уход от мира

Однажды у селения Э Чунг впервые встретилась с Тодпа Бхадрой — индийского йогина пепельно-серого цвета, похожего на Чакрасамвару, с которым они соединились в практике метода и мудрости. В тридцать пять лет Лабдрон получила многочисленные указания от дакини, и в её сердце родились печаль и усталость от сансары. Она оставила детей и имущество, перебралась в местность Латод и жила там в одиночестве.

Когда Лабдрон исполнилось сорок, слава о ней распространилась по всему Тибету. Четыре стража сторон света просили у неё учения и обязались охранять Дхарму. Двенадцать богинь земли стали её свитой и дали клятвы о помощи, а однажды её посетил великий сиддха Памтинпа из Непала, прямой ученик Наропы.

— Предсказание Тары

Согласно жизнеописанию Мачиг, в ту пору к ней явилась Тара и обратилась с такими словами: «Пришло время углубить практику. Ты должна практиковать три глубоких внутренних учения. Теперь ты держательница всех моих тайных, магических и специальных мантр». Также было озвучено, что Мачиг — одно из проявлений сердца дакини Дордже Йингчугма: Победительница Мары Дордже Дуддулма. У неё на макушке голова оскаленного вепря, она держит в подчинении всех дакини, преодолела все три мира сансары и победила всех гордых существ этой вселенной. Она − источник всех учений. Она много раз рождалась в обычном теле, совершенствуя свой разум с помощью канонических учений и принося пользу множеству существ, пока, наконец, не родилась в Тибете.

— Исторический диспут и доказательство действенности Чод

В 52 года Мачиг Лабдрон должна была участвовать в диспуте с индийскими ачарьями и рассказать о своих прошлых рождениях. В итоге в одной тибетской местности собралось более тринадцати с половиной тысяч человек, от духовных учителей до простолюдинов, в том числе четверо высокоучёных переводчиков-пандитов. Она устроила большой праздник учения в честь прибывших индийских гостей и приготовила щедрые угощения. На празднестве присутствовало более семи тысяч монахов, беседу одновременно переводили все четверо учёных переводчиков.

Мачиг рассказала, что если сжечь нетленное тело её предыдущего воплощения, то в мире проявятся многочисленные чудеса, в том числе реликвии и слоги. Это и будет реализации Мачиг и подтверждением истинности всех её учений, включая Чод. Реликвии нетленного тела Монлама Дондуба разделили на части — их отправили в Тибет и распределили по монастырям Индии. Так все, кто когда-либо сомневались в Мачиг, отсекли сомнения и стали её славить, а учение Чод получило широкое распространение среди последователей Ваджраяны.

Поделиться:   

Комментарии